Борис Натанович Стругацкий (родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде) — крупнейший советский и российский писатель-фантаст, создатель рассказов, повестей, киносценариев и пьесы, написанных в основном в соавторстве со старшим братом, Аркадием Стругацким.
Отец братьев Стругацких — искусствовед и партийный работник, мать — школьная учительница .
Борис Стругацкий пережил самую страшную зиму блокады в самом Ленинграде, эвакуирован вместе с матерью в г. Ташла Чкаловской (Оренбургской) области. В 1944 году вернулся с матерью в Ленинград, в 1950 окончил школу с серебряной медалью, а 1954 — математико-механический факультет Ленинградского университета по специальности "звёздный астроном". Работал в Пулковской обсерватории над проблемой происхождения двойных и кратных звезд (1954-1965).
Идея совместного творчества с братом обсуждалась в письмах с 1952-го. После выхода в свет повести Аркадия Стругацкого "Пепел Бикини" старший брат убедил Бориса, что написанное ими совместно может выйти в свет. В 1954-м братья на спор (ставкой была бутылка шампанского) начали писать произведение, которому было суждено стать их первой повестью "В стране багровых туч". В начале 1957 года рукопись была окончена и сдана в издательство "Детгиз", публиковавшее затем многие работы братьев Стругацких. С 1956 года братья создали 26 повестей, пьесу, рассказы и публицистические произведения.
Произведения Стругацких переведены на 42 языка в 33 странах мира (всего более 500 изданий).
Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая в 1977.
Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая в 1977.
Борис Стругацкий — основатель и главный редактор журнала «Полдень.XXI век», посвященного современной российской фантастике. Это литературно-художественное и критико-публицистическое издание существует с 2003 года как альманах, литературное приложение к журналу «Вокруг cвета».
Цитаты
Настоящая фантастика — это чудо-тайна-достоверность.
Как сладостно сообщить читателю: произошло то-то и то-то, а вот почему это произошло, как произошло, откуда что взялось — не существенно!
Великая вещь творческий кризис! Переживать его нестерпимо мучительно, но когда он пережит, ты словно заново рождаешься и чувствуешь себя ... всемогущим, прекрасным и великим.
Щедрость воображения всегда окупается. Не надо бояться отставить идею, которая кажется дьявольски соблазнительной, но по какой-то причине сопротивляется своей реализации.
Как бы плохо вы ни написали свою повесть, у нее обязательно найдутся читатели.
Как бы хорошо вы ни написали свою повесть, обязательно найдутся читатели, многие тысячи читателей, которые сочтут эту повесть без малого шедевром.
...в наше вpемя дьявол в человеке получил больше свободы. Когда свободы не было вообще, то ее не было ни для ангела, ни для дьявола в человеке. А сейчас, когда она появилась, влияние дьявола более заметно. Распоясавшиеся люди всегда заметнее, чем делающие добpо.
Каждая сколько-нибудь приличная книга живет два человеческих поколения: пока ее читают отцы и — пока отцам удается убедить своих детей, что книжка стоит чтения. Далее, как правило, наступает книжкина смерть.
Оба брата начали писать еще в школьные годы. Первый из сохранившихся художественных текстов Бориса Стругацкого – рассказ «Затерянный в толпе» (1955), первый опыт совместной работы с братом – рассказ «Песчаная горячка» (1954). Первая публикация братьев Стругацких – в январском номере журнала «Техника – молодёжи» за 1958 год – научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный в 1960-м в одноимённую повесть. Первая книга Стругацких — повесть «Страна багровых туч» (1959).
Связанные общими героями с этой повестью продолжения – «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), «Хищные вещи века» (1965), а также некоторые рассказы составили первый цикл произведений авторов – о ближайшем будущем человечества, охватывающие период с конца ХХ по начало ХХI века. И если самые ранние произведения этого цикла вполне соответствовали канонам соцреализма и коммунистической идеологии в целом, то чем дальше, тем все сильнее творчество Стругацких вступало в противоречие с идеологическими догмами эпохи. Собственно, уже первая повесть с трудом пробивалась к читателю через многочисленные редакторские правки, так как могучий талант Стругацких никак не вписывался в прокрустово ложе традиционной советской научной фантастики.
В 1962 году летом вышла книга «Возвращение. Полдень XXII век», в которой авторы собрали под одной обложкой новые и ранее публиковавшиеся в журналах и сборниках рассказы. И это экспериментальное произведение, испытавшее еще более яростное сопротивление цензуры (больше полугода рукопись путешествовала по инстанциям) оказалось не просто по-настоящему цельным и законченным романом в рассказах, но впервые в истории отечественной фантастики создало полноценный образ мира, в котором хочется жить и самим авторам, и миллионам их читателей. 3 В этом мире Стругацкие будут работать еще практически четверть века, последовательно рисуя картину за картиной, создавая удивительные по глубине и блестящие по исполнению повести: «Попытка к бегству» (1962), «Далёкая Радуга» (1963), «Трудно быть богом» (1964), «Беспокойство» (1965), «Обитаемый остров» (1969), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974), «Жук в муравейнике» (1979) и «Волны гасят ветер» (1985).
Первое серьезное отступление Стругацких от традиций научной фантастики – это искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965), не поддающаяся четкому жанровому определению. Эта вещь сразу стала одной из самых популярных у читателей, но встретила и шквал отрицательных рецензий, как всякая попытка писать не по шаблону.
В 1964-1965 годах авторы столкнулись с уже более серьезными проблемами, причем в своем любимом издательстве «Молодая гвардия» – «Хищные вещи века» едва ли не чудом попали в печать, быть может, только благодаря заступничеству авторитетного и вполне лояльного к власти на тот момент Ивана Ефремова, написавшего к повести предисловие. А книга и впрямь была сделана уже совсем не по советским стандартам, буквально на грани допустимого. Критика, не очень-то жаловавшая и прежние произведения Стругацких, реагировала немедленно и жестко. И все же именно весной 1965 года в их творчестве намечается резкий крен от традиционной научной фантастики, так называемой «литературы мечты» к серьезной прозе, к фантастическому реализму в духе Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Булгакова.
Стругацкие работали над повестью «Беспокойство», действие которой разворачивается в «мире Полдня», но по ходу работы они отказались от первого варианта и создали в итоге одно из лучших своих произведений – «Улитку на склоне» – самую сложную и по композиции, и по философии, не привязанную к конкретному месту и времени, повесть о Будущем, о Человеке, о Цивилизации – в самом широком смысле, повесть по стилистике куда более близкую к Достоевскому, Фолкнеру и Кафке, чем к советской фантастике. К тому же в ней проступают элементы явной и весьма злой сатиры. Не удивительно, что «Улитка на склоне» напечатанная по частям в ленинградском сборнике и журнале «Байкал» больше не переиздавалась вплоть до перестройки, зато не раз выходила на русском языке за рубежом.
Такой же и даже еще более ядовитой сатирой проникнута «Сказка о Тройке» – прямое продолжение повести «Понедельник начинается в субботу». Написанная в 1967-м году она была издана в сильно урезанном виде в иркутском журнале «Ангара», за что, тем не менее, практически разогнали всю его редакцию, а в первоначальном варианте увидела свет в СССР лишь в перестройку. Несколько особняком стоят еще две повести, написанные в конце 60-х: Сатирическая –«Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967), также не вызвавшая восторга у ортодоксальных критиков, заметивших в описании неназванной страны явные аллюзии на СССР, и «Отель "У Погибшего Альпиниста"» (1970), где Стругацкие предприняли смелый эксперимент по созданию фантастического детектива.
Отдельного разговора заслуживает еще одна повесть — «Гадкие лебеди», законченная в 1967 году, и тоже не укладывающаяся в каноны соцреализма, судьба которой стала наиболее драматичной. В течение пяти лет разные журналы и издательства отказывали Стругацким в публикации, а затем, в 1972 году без ведома авторов переданная за границу повесть вышла отдельным изданием в издательстве «Посев» (Франкфурт-на-Майне).
Вот когда у Стругацких начались настоящие неприятности с изданием их произведений. Тем более что меняется состав редакции фантастики в издательстве «Молодая гвардия», да и общий идеологический климат в стране. Характерный пример: сборник «Неназначенные встречи», в котором должна была выйти новая повесть Стругацких «Пикник на обочине» (журнальная публикация – 1972 год) пролежал в издательстве восемь лет и увидел свет лишь в 1980 году с большой редакторской правкой. За это время успевает выйти фильм Андрея Тарковского «Сталкер» по мотивам «Пикника на обочине», снятый в 1977-1979 годах, в основу которого лег сценарий Стругацких, переписанный по просьбе режиссера более 10 раз. Вообще за целое десятилетие издано лишь две авторских книжки. Просто для того, чтобы зарабатывать на жизнь, писателям приходится заниматься переводами (включая технические), сценариями и прочей заказной литературной работой.
Вот когда у Стругацких начались настоящие неприятности с изданием их произведений. Тем более что меняется состав редакции фантастики в издательстве «Молодая гвардия», да и общий идеологический климат в стране. Характерный пример: сборник «Неназначенные встречи», в котором должна была выйти новая повесть Стругацких «Пикник на обочине» (журнальная публикация – 1972 год) пролежал в издательстве восемь лет и увидел свет лишь в 1980 году с большой редакторской правкой. За это время успевает выйти фильм Андрея Тарковского «Сталкер» по мотивам «Пикника на обочине», снятый в 1977-1979 годах, в основу которого лег сценарий Стругацких, переписанный по просьбе режиссера более 10 раз. Вообще за целое десятилетие издано лишь две авторских книжки. Просто для того, чтобы зарабатывать на жизнь, писателям приходится заниматься переводами (включая технические), сценариями и прочей заказной литературной работой.
Зато их все больше и больше издавали за рубежом. По данным Всесоюзного агентства по авторским правам ВААП (ныне Российское авторское общество, РАО) именно в 70-е годы Стругацкие вышли на первое место среди советских писателей, переводимых на языки народов мира. Гонорары в то время практически не доходили до авторов. Ситуация улучшилась только в начале 80-х. Бывший редактор «Молодой гвардии», большой друг Стругацких Белла Клюева, перешедшая на работу в ВААП, организовала для них регулярное получение гонораров из западных стран. С приходом к власти в 1985 году М.С. Горбачева и демократизацией в нашем обществе положение сразу изменилось к лучшему. В конце 80-х суммарные тиражи книг Стругацких побили все рекорды. Выходят их ранее не изданные книги «Град обреченный» (написанный в 1972-75 г.г.), «Гадкие лебеди», «Сказка о Тройке, «Улитка на склоне», издаются новые произведения: «Волны гасят ветер» (1985), «Хромая судьба» (1986), «Отягощенные злом» (1988), сценарий «Пять ложек эликсира» (1989), пьеса «Жиды города Питера или Невесёлые беседы при свечах» (1990).
Однако Аркадий Стругацкий был уже серьезно болен и братья не могли работать вдвоем с прежней отдачей. Их единственное произведение для театра стало последней совместной работой.
Борис Стругацкий в 1990-е годы и в начале XXI века продолжает писать под псевдонимом С. Витицкий. Это делается по давнишнему уговору между братьями: если кто-нибудь из них публикует что-либо в одиночку, то обязательно под псевдонимом. В то же время делать из своего псевдонима "мрачную тайну" Борис Стругацкий не намерен.
Под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин братья совместно и порознь выступали переводчиками с английского фантастических романов и рассказов Эндрю Нортона, Хола Клемента, Джона Уиндэма и многих других известных писателей. Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному», вышедшие отдельным изданием в 2003 году, с подробным описанием истории создания всех произведений Стругацких.
Экранизации произведений Аркадия и Бориса Стругацких
По сценариям братьев Стругацких снято 8 художественных фильмов. В настоящее время (весна 2007) окончены съемки фильма "Трудно быть богом" (режиссер Алексей Герман), происходит монтаж картины; идут съемки фильма "Обитаемый остров" (режиссер Федор Бондарчук).
0 коммент.:
Отправить комментарий