9 мая исполняется 90 лет со дня рождения барда, поэта и прозаика, сценариста Булата Окуджавы. Его визитной карточкой стали песни о Москве и Арбате, в которых говорится не об огромном мегаполисе, не о парадной столице, а о будничной жизни обычных москвичей. В повседневном Окуджава видел трогательные образы, полные философского смысла, но тем не менее понятные всем и каждому.
Воспоминание о Дне Победы
Была пора, что входит в кровь, и помнится, и снится.
Звенел за Сретенкой трамвай, светало на Мясницкой.
Еще пожар не отгудел, да я отвоевал
в те дни, когда в Москве еще Арбат существовал.
Живые бросились к живым, и было правдой это,
любили женщину одну -- она звалась Победа.
Казалось всем, что всяк уже навек отгоревал
в те дни, когда в Москве еще Арбат существовал.
Он нашей собственностью был, и мы клялись Арбатом.
Еще не знали, кто кого объявит виноватым.
Как будто нас девятый вал отныне миновал
в те дни, когда в Москве еще Арбат существовал.
Какие слезы на асфальт из круглых глаз катились,
когда на улицах Москвы в обнимку мы сходились --
и тот, что пули избежал, и тот, что наповал, --
в те дни, когда в Москве еще Арбат существовал.
(1988)
Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве, в семье партийных работников. В 1937 году родители Булата Окуджавы были арестованы, отец – расстрелян, мать – сослана. После ареста родителей жил с бабушкой.
В 1940 году переехал к родственникам в Тбилиси, в 1942 году добровольцем ушел на фронт. Был пулеметчиком, минометчиком, радистом тяжелой артиллерии, но, по собственному признанию, большую часть времени рыл землю. После войны поступил в Тбилисский государственный университет, после окончания которого работал учителем сельской школы в Калужской области, затем – в Калуге. Впечатления от этого периода жизни позднее легли в основу многих его рассказов. В это же время вышел первый сборник его стихов "Лирика" (1956).
Булат Окуджава в 1944 году
В 1955 году, после возвращения матери из лагеря, вступил в КПСС. В 1956 году он вернулся в Москву и начал выступать с авторскими песнями. С 1956 по 1961 годы работал в издательстве «Молодая гвардия», в «Литературной газете», в литературном объединении «Магистраль».
В 1961 году он дебютировал как прозаик с автобиографической повестью «Будь здоров, школяр». После 1961 года официально не работал, занимался творчеством. В 1962 году стал членом Союза писателей СССР.
В 1968 году во Франции и Польше были выпущены первые диски с песнями Булата Окуджавы. В СССР диски с его песнями стали выпускать только в середине 70-х годов 20 века. В 1990 году Окуджава вышел из КПСС, начал принимать активное участие в политической жизни страны. Был членом комиссии по помилованиям при Президенте РФ; подписал «Письмо 42-х» (1993); был членом комиссии по Государственным премиям РФ.
23 июня 1993 года в Париже состоялся последний концерт Булата Окуджавы.
Булат Окуджава – один из известнейших представителей жанра авторской песни, его песни и песни на его стихи прозвучали более чем в 80-ти фильмах, среди них такие популярные кинокартины как «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Белорусский вокзал», «Ключ без права передачи». Среди наиболее известных его песен – «Ваше благородие», «Полночный троллейбус», «Бери шинель, пошли домой», «Мы за ценой не постоим», «Надежды маленький оркестрик», «Дежурный по апрелю», «Песня об Арбате», «Грузинская песня» и многие другие.
Песня из "Покровских ворот" - "Часовые любви" - стала чуть ли не гимном столицы:
Часовые любви на Смоленской стоят.
Часовые любви у Никитских не спят.
Часовые любви по Петровке идут неизменно...
Часовым полагается смена.
Удивительна история создания песни "Нам нужна одна победа" к кинофильму "Белорусский вокзал". Он был отснят почти наполовину, а песни, которую должна была по сценарию исполнять медсестра Рая, не было. Тогда режиссер Андрей Смирнов и решил обратиться к поэту-фронтовику Булату Окуджаве, но тот долго отказывался. Когда он посмотрел отснятый материал, то сразу взялся за работу. Песня получилась настолько проникновенной, что актерам не пришлось выдавливать из себя слезы на площадке, они текли сами. Сложнее было исполнительнице песни – медсестре Рае, которую сыграла Нина Ургант: по сценарию, во время пения она не должна была проронить и слезы. По воспоминаниям современников, актриса несколько раз убегала с площадки в слезах, пока отсняли тот дубль, который мы все хорошо знаем.
Арбатский эмигрант
В Москве Окуджава сменил несколько адресов. Вместе с матерью они жили на Краснопресненской набережной, 1/2, а с середины 1960-х до начала 1970-х - на Ленинградском шоссе, дом 86, корпус 2, затем — в комфортабельном доме, выстроенном на месте снесенных хибар в Безбожном переулке (дом 16). Но все равно своим домом Окуджава всю жизнь считал Арбат.
Я выселен с Арбата, арбатский эмигрант.
В Безбожном переулке хиреет мой талант.
Кругом чужие лица, враждебные места.
Хоть сауна напротив, да фауна не та. ("Арбатский эмигрант", 1983)
Неуютно поэту было в Безбожном, не раз он возвращался к нему в своем творчестве. Дело в том, что переулок носил это название с 1924 по 1992 годы. До и после он назывался Протопоповским. В советские годы его переименовали в рамках антирелигиозной кампании (протопоп — священник высшего чина). Также здесь располагалась редакция журнала "Безбожник". Но новое название никак не хотели принимать жители переулка, что старые, что новые. Относится это и к Окуджаве:
Не выходят из сознанья
(хоть иные времена)
эти древние названья,
словно дедов имена.
И живет в душе, не тая,
пусть нелепа, да своя,
эта звонкая, святая,
поредевшая семья.
И в мечте о невозможном
словно вижу наяву,
что и сам я не в Безбожном,
а в Божественном живу. ("Гомон площади Петровской…", 1985)
В последние годы Окуджава в основном жил на даче в Переделкине в Ленинском районе Московской области, продолжая выступать с концертами в Москве и Санкт-Петербурге, в США, Канаде, Германии и Израиле. Последний его концерт прошел в 1995 году в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Двумя годами позже аналогичное выступление там так и не состоялось: поэт скончался в госпитале в пригороде Парижа 12 июня 1997 года, заболев гриппом, который вызвал осложнения. Похоронен Булат Окуджава на Ваганьковском кладбище.
Арбатство, растворенное в крови
Дом №43 на Арбате – дом детства Булата Окуджавы, где в коммуналке у его семьи было две комнаты. Арбатский дом Булата Окуджавы построен в середине XIX века. Сначала он имел два этажа, на первом располагались торговые лавки, а на втором — жилье. В начале XX века здание "выросло" на два этажа, строение было расширено вглубь двора, а в самом помещении находился доходный дом. После Октябрьской революции все квартиры здесь стали коммунальными.
Арбат – улица, чей образ, пейзаж и ментальность, проходят через все творчество Булата Окуджавы. "Арбатский дворик", "Песенка об Арбате", "Арбатский романс", "Чаепитие на Арбате", "Надпись на камне", "Арбатское вдохновение" - вот далеко не весь список произведений, посвященных любимой улице поэта. Арбат – это место вдохновения, муза Окуджавы. Когда в США в 1980-е годы издавали книгу "Булат Окуджава. 65 песен", то на обложке поместили изображение автора, сидящего на стуле, посреди родной ему улицы - поэт представлен неотъемлемой частью арбатского пейзажа. Гимном любимой улице стала его "Песенка об Арбате".
Ты течешь, как река. Странное название.
И прозрачен асфальт, как в реке вода...
Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое призвание.
Ты и радость моя, и моя беда.
Пешеходы твои люди не великие.
Каблуками стучат, по делам спешат .
Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия.
Мостовые твои подо мной лежат.
От любови твоей вовсе не излечишься,
Сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое отечество,
Никогда до конца не пройти тебя.
"Арбатство, растворенное в крови, неистребимо, как сама природа", писал поэт, признаваясь, что авторство слова "арбатство" принадлежало учащимся одной из московских школ, с которыми ему довелось познакомиться.
"Это придуманное ребятами "арбатство" удивительно рифмуется со словом "братство". Арбатство – это определение очень важного для меня качества. Это – моя натура, моя психология, мое отношение к окружающим. Это воспитание и почва", - говорил Окуджава.
Совсем не удивительно, что прощание с Окуджавой проходило на Арбате - в Театре имени Е. Вахтангова, в том самом зале, где он выступал в 1993 году на юбилейном заседании к 500-летию Арбата. Тихо звучали песни в авторском исполнении, а первой в подборке была "Песенка об Арбате". Река пришедших проститься с поэтом-песенником медленно текла по воспетой Окуджавой улице…
Спустя 5 лет после смерти поэта на углу Арбата и Плотникова переулка, неподалеку от дома, где он жил, был открыт памятник. Создатели монумента хотели воссоздать "кусочек арбатского двора". Композиция включает в себя две бронзовые полуарки, образующие подворотню, две скамейки, фигуру поэта высотой примерно 2,5 метра, бронзовую тень, уходящую во двор, и живое дерево.
Реализованный проект памятника Булату Окуджаве
Переделкино
Жить в Переделкине Булат Окуджава начал летом 1987 года, получив от Союза писателей маленький дачный домик 1950-х годов постройки в аренду. На улице Довженко ( дом №11) го соседями стали Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, Анатолий Рыбаков, Вячеслав Иванов и другие.
Именно здесь, в окружении дорогих Окуджаве книг и фотографий, появлялись последние пронзительные стихи, грустные и смешные рассказы и автобиографический роман "Упразднённый театр". Здесь были начитаны на пленку чудесная сказка для детей "Прелестные приключения" и "История о том, как Иван Иванович осчастливил целую страну".
На потолке в рабочем кабинете Окуджавы висела коллекция колокольчиков, начало которой положил презент от Беллы Ахмадулиной, близкой подруги и соседке по даче. К нему она приложила записочку: "когда барин захочет призвать своего слугу, вы позвоните, и я к вам прибегу". Об этом узнали друзья, так пошла традиция дарить Окуджаве колокольчики.
В 1997 году учреждена Государственная премия имени Булата Окуджавы, лауреатами которой стали Александр Городницкий, Юлий Ким, Александр Дольский, Белла Ахмадулина и другие.
Когда весть о смерти Окуджавы достигла Москвы, к калитке его переделкинского домика начали приходить люди, приносить цветы. Спустя год здесь открылся "Народный музей Булата Окуджавы в Переделкине", который создавался на общественных началах, а в 1998-ом году приобрел государственный статус.
На сайте музея уточняется, что обстановка осталась прежней: и "роза красная в бутылке", и пепельница на письменном столе, и самодельные полки с книгами, и вид из окна... У посетителей создается впечатление, будто хозяин просто ненадолго отлучился.
Кроме мемориальной части, посвященной жизни и творчеству барда, есть еще "Музей для друзей", посвященный окружению Окуджавы, литераторам-шестидесятникам и их эпохе. В кирпичном домике с пристройкой хранятся портреты, рисунки, афиши, личные вещи Окуджавы, колокольчики, привезенные поклонниками после смерти поэта. Здесь хранятся подарки Булата Шалвовича от друзей и полученные им сувениры. Сегодня в музее проходят еженедельные встречи и концерты, детские праздники, спектакли, занятия и лекции.
Памятник на могиле Окуджавы на Ваганьковском кладбище
Мы воспитывались на песнях Булата Шалвовича Окуджавы. Его лирические песни были постоянными нашими спутниками
ОтветитьУдалить