В столице Узбекистана в отеле «International Hotel Tashkent» 4 декабря начал работу X Международный форум «Социальная поддержка детей и молодежи – основа благополучного и процветающего общества», организованный Республиканским центром социальной адаптации детей, Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством здравоохранения, Министерством труда и социальной защиты при поддержке ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и Республиканского общественного детского фонда «Sen Yolg’iz Emassan».
Международный форум призван стать площадкой для диалога, пересечения идей, мнений в сфере социальной защиты детей с ограниченными возможностями, оставшихся без попечения родителей, группы социального и правового риска, одаренных детей.
Ориентированный на взаимообмен инновационным опытом в данной области, форум ставит своей целью активизацию деятельности государственных, общественных организаций и законодательных органов в сфере социальной защиты детей по выработке комплекса мер наилучшего обеспечения интересов, прав и благополучия детей в Узбекистане.
Среди участников Форума — сенаторы и депутаты Палат Олий Мажлиса, специалисты министерств, ведомств, представители общественных и неправительственных организаций.
Презентуя лучшие практики Узбекистана по оказанию адресных социальных и психологических услуг, социальной работы и психолого-педагогического сопровождения детей, а также в области социального партнерства государственных и общественных организаций, институтов гражданского общества, в том числе махалли, форум рассмотрит и передовой международный опыт в сфере социальной защиты детей.
В работе Форума принимают участие ученые и специалисты-практики из России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Азербайджана, Армении, Грузии, Бельгии, Греции, Израиля, а также представители аккредитованных в Узбекистане международных организаций, чья деятельность сопряжена с данной сферой.
Приоритетность направлений государственной политики по созданию наилучших и благоприятных условий для физического, интеллектуального и духовного развития детей и молодежи, оказанию всесторонней поддержки многодетным семьям, детям-сиротам и детям, лишенных семейного окружения занимает основополагающее направление и в реализации программ объявленного в Узбекистане «Года благополучия и процветания». Осуществляемые в республике социальные программы, характеризуются поиском инновационных форм и методов, направленных на оптимизацию системы социальной защиты детства.
В республике 40% населения составляют дети до 18 лет, а 65% — молодежь до 30 лет. Степень развития системы защиты социально уязвимых детей отражает уровень гуманности и духовно-нравственного развития общества. Забота о таких детях является одной из значимых общечеловеческих ценностей.
По мере углубления социально-политических реформ в Республике Узбекистан все более конкретизируется идея социальной поддержки подрастающего поколения, обретая черты целевых социальных действий и реальной социальной защиты. Исторический опыт свидетельствует, что эффективность социальных программ напрямую зависит от их спецификации – максимального приближения к жизни, осознанного стремления не только четко декларировать задачи социальной поддержки, но прежде всего, находить реальные пути их решения, работать адресно, всегда ориентируясь на конкретного человека.
2013 год в Узбекистане был объявлен «Годом благополучия и процветания» и для общественных организаций республики это стало еще одним социальным посылом государства-реформатора, которое все более остро нуждается в активизации работы общественных институтов, расширения социальных инициатив в пространстве гражданского общества. Еще Авиценна предупреждал: главное в реализации добрых дел – это не говорить на каждом шагу о своих благодеяниях, а совершать их как нечто естественное, будничное. Действительно, люди и особенно подрастающее поколение должны понимать, что социальная поддержка – это норма общественной жизни в XXI веке.
Существует много дефиниций, раскрывающих содержание термина «устойчивое развитие» применительно к экономике, экологии и политологии. Однако было бы не правильно забывать, что достижение устойчивого развития подрастающего поколения – главный залог формирования устойчивого будущего.
Человеческий ресурс, как отражение глобального духовно-информационного поля, является определяющим фактором исторического процесса, и устойчивое развитие подрастающего поколения на современном этапе требует не просто социальной поддержки, а целенаправленного программного обеспечения.
Фонд «Sen Yolg’iz Emassan» строит свою работу на системном подходе, обеспечивающем функционирование социальной конструкции, которая состоит из комплекса взаимодействий, включающего в себя:
– общую координацию работы по социальной поддержке домов Мехрибонлик в республиканском масштабе, включая создание современной материально-технической базы, оптимизации образовательных и воспитательных процессов;
– реализацию комплексного плана социальной адаптации детей домов Мехрибонлик, осуществляя их обучение навыкам самостоятельной жизни;
– осуществление юридической поддержки детей-сирот и детей с ограниченными возможностями;
– создание условий на республиканском уровне для физической и психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями с адресной помощью особо нуждающимся семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями;
– адресная работа по проведению высококвалифицированной медицинской помощи, особо сложных хирургических операций, а также организации консультаций и лечения в ведущих медицинских центрах мира;
– предоставление возможностей получения среднего специального и высшего образования, работы и места проживания выпускникам домов Мехрибонлик.
Реализация этих задач происходит в процессе функционирования созданных рабочих механизмов, представляющих собой материально-технический, интеллектуальный, организационный и научно-практический каркас нашей локальной социальной конструкции:
1) Республиканский общественный детский фонд «Sen Yolg’iz Emassan», осуществляющий организационно-методическую деятельность, нацеленную как на общую оптимизацию функционирования домов Мехрибонлик по всей республике, так и индивидуальную работу по социальному, медицинскому и юридическому сопровождению:
– воспитанников и выпускников домов Мехрибонлик;
– детей из малообеспеченных семей;
– детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
– детей, находящихся под опекой.
2) Учебный центр при Фонде «Sen Yolg’iz Emassan» для детей домов Мехрибонлик и детей из малообеспеченных семей, разрабатывающий и применяющий инклюзивные методики образования и развития по разным направлениям, дающий возможность детям в получении дополнительного образования для дальнейшей учебы в средних и высших учебных заведениях страны.
3) Республиканский центр социальной адаптации детей и информационно-консалтинговая служба осуществляющие практическую коррекционно-психологическую, медицинскую и консультативную помощь детям с ограниченными возможностями и их семьям, а также оказывающие психологическое и юридическое содействие детям группы риска, детям из малообеспеченных семей и их родителям.
Все эти общественные структуры – рабочие механизмы разработанной конструкции, по сути – единая система, осуществляющая работу от постановки актуальных задач социальной поддержки до их практической реализации.
При создании этой конструкции действий и механизмов Фонд исходил из того, что необходимо охватить сферу наиболее уязвимых в социальном плане детей-сирот и детей с ограниченными возможностями. Локализовав, таким образом, проблему социальной поддержки устойчивого развития подрастающего поколения, в течение 11 лет велась поэтапная работа, конструируя социальную реальность так, чтобы:
а) охватить всю сферу уязвимых в социальном плане детей в масштабах республики;
б) наладить системную работу всех элементов – механизмов реализации действий социальной поддержки;
в) запустить программу действий, придав конструкции социальной поддержки нарастающий динамизм преобразования социальной реальности детей-сирот и детей с ограниченными возможностями.
Самым важным было открыть своей локальной конструкцией новые смыслы развития общественного бытия, в котором опыт составляет лишь малую часть усилий по преобразованию социальной реальности в новое качество жизни в конкретном сегменте социума, гуманизируя тем самым сферу наименее защищенной социальной группы подрастающего поколения. Отсюда начало устойчивого развития подрастающего поколения в целом, импульс для всей системы образования и воспитания в стране, включая, конечно, вопросы оздоровления и социального сопровождения, юридической защиты и соблюдения прав ребенка.
Важно отметить, что продуктивность работы во многом связана с поддержкой государственных структур, от тесного взаимодействия с профильными департаментами Кабинета Министров Республики Узбекистан, министерствами здравоохранения, народного образования, высшего и среднего специального образования. Вместе с тем, развитие и углубление процессов гуманизации сферы наиболее уязвимых социальных групп подрастающего поколения требует активизации интеграционных усилий общества и государства, создания Комплексных целевых программ по всем основным направлениям социальной поддержки, и, в первую очередь, оптимизации работы с детьми, оставшимися без попечения родителей и детьми с ограниченными возможностями.
Созданная локальная социальная конструкция – опыт системной работы с наиболее социально уязвимым контингентом детей-сирот и детей с ограниченными возможностями может стать методологическим и практическим руководством действий:
– в конструировании устойчивого будущего на основе приоритетов счастливого детства для всех;
– гуманизации образа жизни и социальной реабилитации наиболее уязвимых социальных групп подрастающего поколения;
– системной интеграции целенаправленных усилий общества и государства по формированию Комплексных целевых программ устойчивого развития подрастающего поколения.
Выступившие на пленарных заседаниях участники форума подчеркнули, что обеспечение и защита прав детей в Узбекистане опирается на прочный фундамент, составляющими которого являются законодательная база, социально-экономические, психолого-педагогические, медицинские и иные социальные гарантии, способствующие воспитанию здорового и гармонично развитого поколения для его успешной социализации, полноценной самореализации и высокой социальной мобильности. В этом контексте особое значение приобретают актуальные задачи, направленные на усиление целевых комплексных программ адресной поддержки и помощи социально уязвимым группам детей — с особыми потребностями; оставшимся без опеки родителей; группы риска; из неблагополучных и малообеспеченных семей и т.д. Междисциплинарный подход к данной проблеме, как важное условие социального партнерства представителей всех заинтересованных структур, рассматривается как эффективный механизм обеспечения защиты прав и интересов детей в Узбекистане.
Реализация данных задач требует поиска и внедрения современных подходов в управлении социальной защиты детей в Узбекистане, поднятия его на качественно новый, инновационный, уровень развития (обновление образовательных, социальных, управленческих технологий; повышение квалификации кадров; интеграции современных научных исследований и знаний в практику) с учетом передового отечественного и зарубежного опыта. Обсуждение путей решений данных задач входит в программу форума.
После пленарного заседания Форум продолжит свою работу в четырех секциях:
Секция I. Эффективные пути внедрения инновационных моделей в систему социальной защиты детей с особыми потребностями в развитии.
Секция II. Реформирование системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей: развитие политики деинституционализации.
Секция III. Социальное партнерство в социальной адаптации и интеграции детей групп социального и правового риска.
Секция IV. Теоретические и практические аспекты социальной работы с детьми и семьями: образование, традиции и инновации.
В рамках программы Форума будут проведены: «круглый стол» на тему: «Повышение роли правого воспитания социально уязвимых групп детей – как средства формирования правовой культуры» и мастер-классы с участием зарубежных специалистов-практиков.
В рамках Форума на базе РЦСАД и РОДФ «Sen Yolg’iz Emassan» пройдут презентации, дискуссии, круглые столы, мастер-классы.
Темы мастер-классов:
Социальная интеграция выпускников интернатных учреждений. Василина Дибайло (Украина, Киев)
Психосоциальная работа с подростками в группе риска. Матвей Пикельнер (Израиль).
Семейные конференции: разные формы; кто и как проводит, условия внедрения. Инна Терещенко (Украина, Одесса).
Применение восстановительного правосудия в контексте правосудии для детей Узбекистан. Ингрид Ван Вельзенис (Бельгия).
Диагностика одаренности: проблемы и методы. Юлия Бабаева (Москва).
Социальная работа с детьми и семьями. Айтакин Хусаинли (Айзербайджан).
Семейная психотерапия и работа с семьей при лечении и абилитации больных с психическими расстройствами. Равиль Назаров (Россия, Санкт Петербург).
По итогам форума будут приняты рекомендации.
0 коммент.:
Отправить комментарий